четверг, 7 августа 2014 г.

Взрыв мозга

Или несколько слов о развитии исследований бахаи


9 августа исполняется ровно 30 лет с момента появления документа Международного Центра обучения «Исследования бахаи: важность, характер, и содействие им». Перевод текста размещен у нас на сайте. Прочитайте, очень любопытный материал. Здесь мы не предлагаем рецензию и даже не планируем давать сколько-либо развернутый комментарий. Просто остановимся на нескольких темах, причем вовсе не обязательно самых центральных для документа.


О важности исследований и роли Советников



Всемирный Дом Справедливости пишет, что «исследования бахаи имеют огромное потенциальное значение для развития и консолидации общины бахаи…»



«Исследования бахаи — это важный компонент интеллектуальной жизни общины и в нашем письме от 22 марта 1981 года мы обратили ваше внимание на существенную помощь, которую Советники могут оказать в этой сфере.» – добавляет МЦО.




Всемирный Дом Справедливости поясняет, каким образом Советники могут способствовать развитию исследований бахаи:


«В области исследований бахаи ... Коллегии Советников могут оказать существенную помощь, поощряя подающих надежды ученых и способствуя созданию в общинах бахаи атмосферы терпимости ко взглядам других».




33 года прошло. Наверное, воспитанно целое поколение ученых. Но ведь верующие все еще занимаются развитием и консолидацией общины бахаи. А это означает, что исследования бахаи все также имеют огромное значение для этого процесса. То есть, можно ожидать, что Советники теперь займутся поощрением подающих надежды ученых, но уже следующего поколения.



Можете привести примеры такого поощрения? (В момент написания этого поста, только никому не говорите, в Белоруссии якобы проходил первый курс программы Института по изучению вопросов глобального процветания (ISGP). Секретно, разумеется. Эту деятельность можно зачесть, как поощрение подающих надежды ученых?) Также не мешало бы продолжить поддержание в общинах бахаи атмосферы терпимости ко взглядам других. Или у нас уже всё толерантненько?



Исследования как искусство



В документе МЦО подробно разбирается отрывок из письма Шоги Эффенди:

 
«Делу нужны ученые и исследователи-бахаи, то есть люди, которые не просто преданы Делу, не только верят в него и стремятся распространять знание о нем среди окружающих, но еще и вооружены глубоким пониманием Учения и осознанием его значимости, а потому способны соотносить его с современными течениями мысли, а также с проблемами, стоящими сегодня перед человечеством».



Одну часть, и того, что МЦО пишет по этой теме, следует привести полностью:


«Из процитированного выше отрывка из писаний Хранителя, касающегося черт, обретения которых должны желать ученые-бахаи, становится ясным, что участие в исследованиях бахаи открыто для всех без исключения членов общины бахаи. Все верующие могут стремиться к достижению качеств, указанных Хранителем, и могут стараться соотносить Учение с мыслями и заботами населения. Вы можете существенно помочь делу, привлекая внимание всех верующих к этой возможной роли — включая и тех, кто не дополучил официальное образование, и тех, кто живет в отдаленных районах, деревнях или на островах — и изгоняя любую мысль о том, что исследования бахаи представляют собой деятельность, предназначенную только для высокообразованных или для тех, кто следует по пути научной карьеры».



Вот так — участие в исследованиях бахаи открыто для всех без исключения членов общины бахаи, даже малообразованных!



Недавно в «Блоге бахаи» такое отношение было элегантно объяснено на примере музыки.
Исследования, подобно музыке, принадлежат всем и могут исполняться всеми. Как и в музыке, в науке есть свои маэстро, любители и те, кто поет или играет «для себя». Эта аналогия показывает, что нет ничего неестественного, если исследованиями будут заниматься люди без специального образования. Не обязательно заканчивать музыкальную школу, чтобы у костра исполнять под гитару песни. И это правильно. Нужны и профессиональные композиторы и исполнители, но, а также и те, кто просто может в кампании друзей спеть пару любимых песен.

 

Сравнение науки с искусствами аналогия красивая и многое поясняет. Например, то, как это связано с рекомендацией Дома Справедливости по установлению в общинах бахаи атмосферы терпимости ко взглядам других. Можно активно обсуждать, что лучше хеви-металл или классическая музыка, но ведь никто в здравом уме не обратится за окончательным решением этого вопроса в Духовное Собрание или Дом Справедливости. Все понимают, что о вкусах (и взглядах) в области искусства не спорят, во всяком случае в цивилизованном обществе.



И Всемирный Дом Справедливости пишет: «... индивидуальная интерпретация считается продуктом силы человеческого разума и служит лучшему пониманию Учения при условии, что между друзьями не возникает полемики и споров и что сам индивидуум понимает и ясно дает понять другим, что его взгляды являются лишь его личными взглядами.»

 

И если мы будем воспринимать в этом плане науку как искусство, то становится легче понять и следующую цитату из письма Всемирного Дома Справедливости:


«Неизбежно, верующие будут совершать ошибки, стараясь подняться до соответствующей степени зрелости, и это потребует проявления снисходительности и смирения со стороны всех имеющих отношение к этому процессу, чтобы такие вещи не нарушали единство и не приводили к возникновению раздоров между друзьями».



Музыкант из подворотни может бренчать сколько угодно и к нему можно относится вполне снисходительно и смиренно, пока он, не удосужившись подняться до соответствующей степени мастерства, начинает претендовать на профессиональную сцену (или просто орет под вашим окном в три утра).



 

Предвидеть непредвиденное



Обратите внимание на любопытный отрывок из текста Международного Центра обучения: «Таким образом, стимулирование атмосферы терпимости требует, чтобы те, кто находится в административной власти не слишком остро реагировали, а те, кто выдвигает свое понимание Учения, не разжигали раздоров и разногласий — осознанно либо непреднамеренно.»



Это как? Как можно предвидеть непреднамеренное разжигание раздора? Это начинает напоминать ситуацию из серии, когда крепкие ребята бьют очкарика за то, что он не в шляпе. По этой логике, виноват в том, что его бьют — очкарик. Он должен был предусмотреть, что через эту подворотню нужно проходить только в шляпе. А раз без шляпы — значит непреднамеренно разжёг раздоры и разногласия с местными ребятами, которые в иное время и мухи не обидят. Кстати, тут на крики приехали стражи правопорядка и слегка остро среагировали — еще наподдали зачинщику раздоров...



Вот и занимайся после этого исследованиями в общине бахаи! :)



Новые пути



И в завершении разрешите предложить вопрос про роль инициативы «Архивы – память общины».

 

В документе МЦО есть такие строчки: «По мере того, как последователи Благословенной Красоты прилагают усилия, чтобы соотнести учения бахаи, претендующие на охват всех аспектов человеческой жизни, с мыслями и проблемами людей вокруг нас, они неизбежно откроют новые пути убедительного представления учения и приобретут расширенное понимание Откровения Бахауллы.»



«Архивы – память общины» предлагает ресурсы для реализации различных аспектов человеческой деятельности. Естественно, более подробно на сайте представлены темы, связанные с административной и архивной деятельностью.



Чтобы не говорить вообще, давайте сформулируем довольно узкий вопрос. Как «Архивы – память общины» может лучше соотносить учение бахаи о таком аспекте человеческой жизни как сохранение истории с мыслями и проблемами людей вокруг нас?




Также читайте:
Ассоциация исследователей бахаи
Рецензирование бахаи: Нужно ли отменить закон о "красном флаге"?



UPD от 6 сентября: сегодня на сайте бахаи Беларуси появилась новость о прошедшем семинаре Института по исследованию глобального процветания (ISGP).

6 комментариев:

Анонимный комментирует...

"Секретно"?? Что за клевета! Семинар был отличный. И предназначение свою выполнил.

Archivarius комментирует...

Отличный – не означает не секретный! Можете привести пример, где было опубликовано приглашение на этот семинар? И не подскажете, где можно ознакомиться с материалами семинара, его предназначением и рассказом о том, как прошел этот «не секретный» семинар?

Анонимный комментирует...

Приглашались не все подряд, а студенческая молодёжь, активная в служении. Иначе терялась бы цель семинара. Условия для участия были смягчены - кроме бахаи, приглашались и друзья Веры. Координатор лично приглашал подходящих людей!
Авторские права на материалы принадлежат FUNDAEC, это не то, что можно выкладывать в открытый доступ, и это абсолютно нормально (в отличие от описанной у вас ситуации с книгами Рухи...). Рассказ о семинаре уже написан и в ближайшую неделю будет опубликован на белорусском сайте, которому, как вы писали, не приходится "сочинять" свои новости :)

Archivarius комментирует...

Спасибо за пояснения! Все бы так аргументированно писали, как вы!
Про авторские права ни слова в публикации не было. Это отдельная тема. Также давайте не станем разбирать то, насколько это этично, когда координатор, как вы пишите, лично приглашает «подходящих людей».
Что в итоге остается? Публичного приглашения не было. Материалы не доступны. На сайте института http://www.globalprosperity.org/ перечислены августовские семинары в Германии, Великобритании, Испании, Франции, и Канаде. Про Беларусь ни слова. На момент публикации поста в блоге, на сайте bahai.by тоже ни слова про семинар. Поэтому приходится признать утверждение о том, что семинар был секретным, верным.
Появится информация на bahai.by, поместим здесь обновление, в котором сообщим об этом. А если рассказ будет интересно написан, так еще и в Фейсбуке ссылку на него дадим. :)

Unknown комментирует...

"не разжигали раздоров и разногласий ... непреднамеренно"

Я это понимаю так, что если человек знает за собой черту, что его внутренняя свобода может быть провокационной для окружающих, и если ты свет в окошке, велик и могуч, и тебя читают, то нужно, несмотря на усиливающийся склероз, постараться запомнить про себя эту особенность. Особенно, если публикуешь новость, связанную с политикой. (Больше не знаю, как еще можно понять здесь "непреднамеренно".)

Про материалы и доступность... Вот мне по фигу все эти тусовки. Я ненавижу толпы и мутные обсуждения... (не читайте это как критику замечательных мероприятий! просто любые чудесные толпы для меня - это толпы.:) Но материалы для молодежных конференций, для этого семинара, я бы хотела почитать. Почему люди путают, что ограничить по возрасту аудиторию (или еще какому-то признаку), это не означает, что и материалы должны быть в руках только у той группы людей? Т.е. по этой логике, вернувшаяся молодежь с семинаров и конференций ни за что не даст почитать материалы своим родителям? Да я б тогда, на месте родителей ни за что бы не пустила своего ребенка туда - что за секта!:)

Archivarius комментирует...

Женя, если быть последовательными в отношении конференций, тогда: Вот молодой человек съездил на конференцию. Все замечательно. Но если ему потом удалось дожить до 35, то, будучи ответственным бахаи, он должен в свой день рождения торжественно сжечь все материалы молодежной конференции и вырезать у себя ту часть мозга, где хранятся воспоминания о мероприятии. P.S. Жаль, что бахаи сжигают материалы. Лучше бы сдавали на хранение в BahaiArc!:)