***
Обучение
Обратите внимание на роль летних школ в распространении Веры Бахаи. Шоги Эффенди пишет: “Институт летней школы — жизненно важная и неотъемлемая часть любой кампании по обучению, и поэтому им должно отводиться заслуженное место в планах по обучению и деятельности верующих.” (№6)
И Административный Порядок
Обратите внимание, как вышеприведенный отрывок соотносится с цитатой № 12:
Не менее важным фактором развития Административного Порядка стали замечательные успехи, достигнутые, в первую очередь, в Соединённых Штатах, в развитии института летних школ, призванных воспитывать дух товарищества в отличительной атмосфере бахаи, давать необходимую подготовку учителям-бахаи и предоставлять условия для изучения истории и основных положений Веры, а также для лучшего понимания её взаимоотношений с другими религиями и человеческим обществом в целом.
(Шоги Эффенди. God Passes By, rev. ed. (Wilmette: Bahá'í Publishing Trust, 1987), стр. 340.)
На основе этих двух цитат можно сделать вывод, что летние школы чрезвычайно важны для обучения, но не только сами по себе, а в более широком контексте – развития Административного Порядка.
Как тут не вспомнить письмо от имени Шоги Эффенди к одному из верующих от 31 мая 1935 г.:
Он полагает, что усиленное изучение Вами Административной системы весьма своевременно и имеет жизненно важное значение, поскольку подводит прочную основу под наставническую деятельность, делая ее более целенаправленной. Без теоретического знания и практического применения административных принципов наставление в Вере становится не только бесцельным, но и теряет силу и размах.
(Из письма от имени Шоги Эффенди к одному из верующих от 31 мая 1935 г. )
И слова из Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Австралии, 12 ноября 1973:
Мы призываем вас постоянно помнить, что цель администрации бахаи состоит в том, чтобы, прежде всего, поддерживать и направлять работу по распространению Веры; администрацию необходимо развивать в качестве средства для направления в нужное русло и эффективного воплощения жизнетворных духовных сил, порожденных в сердцах верующих Словом Бога.
А в цитате №21 тема важности изучения администрации развивается:
Основная цель всех летних школ бахаи, как в странах Запада, так и Востока,— дать верующим возможность полностью ознакомиться, причём не только через простое изучение, но и через прочувствованную сердцем активную совместную деятельность в различного рода мероприятиях бахаи, с основами Администрации, и тем самым помочь им стать эффективными и способными сторонниками Дела. Обучение администрации, таким образом, становится неотъемлемой чертой каждой летней школы бахаи, и её особое значение может быть лучше понято, если мы осознаем великую потребность каждого верующего сегодня в более адекватном понимания общественных принципов и законов Веры. Именно сейчас, когда Дело проходит через один из самых сложных этапов своего развития, друзья должны вооружиться необходимыми знаниями об Администрации. Поэтому Хранитель хочет, чтобы вы ещё раз подчеркнули этот важный момент на всех предстоящих летних школах и, таким образом, повысили эффективность и успех ваших усилий в этом направлении.
(Из письма от имени Шоги Эффенди двум верующим, 25 сентября 1933 г. Опубликовано в «Бахаи Ньюс», № 78 (ноябрь 1933 г.), стр. 4. )
Можете привести примеры, как изучать администрацию посредством прочувствованной сердцем активной совместной деятельности в различного рода мероприятиях бахаи?
И далее, в следующей цитате (№22):
… преподавание принципов Администрации следует рассматривать как постоянную и жизненно важную особенность каждой летней школы бахаи. Ибо от глубокого и сознательного понимания её сущности всем сообществом верующих будет, в конечном счёте, зависеть эффективность и дальнейшее расширение деятельности бахаи во всём мире.
(Из письма от 6 ноября 1934 г., написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих.)
***
Обратите внимание на цитату из письма от 15 августа 1938 г. от имени Шоги Эффенди Летней школе Центральных штатов. (№7) Там есть такие строчки:
Хранитель лелеет надежду, что, пройдя через вашу школу этим летом, каждый из её участников получит такие интеллектуальные и духовные блага и обретёт такой энтузиазм, что позволит им, по возвращении в свои местные общины, трудиться с такой решимостью и энергией, которые вызовут зависть и восхищение среди их единоверцев, и подвигнут их на ещё более преданное служение нашему любимому Делу.
Зависть?!
***
(№13) … в этих школах друзья не только приобретают знания, но и проникаются радостным ощущением братства бахаи,— ощущением, которого, увы, им столь часто недостаёт в их родных общинах по причине малочисленности последних.
(Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Канады, 18 июля 1957 г.)
Нередко от бахаи, которые помнят прошлые времена, можно услышать слова сожаления о том, что сейчас не проводятся летние школы…
Ничего не напоминает?
В 1932 г. Хранитель писал (№19): «Особое внимание, однако, должно быть уделено истории Движения, а также руководящим принципам администрации бахаи, ибо в этих двух сферах большинство верующих не обладает достаточными знаниями.»
Это вам ничего не напоминает? Разве мы сейчас не можем то же самое сказать о себе? Похоже, история и администрация — две темы, в которых бахаи хронически слабовато разбираются. Только теперь пробелы восполнить стало сложнее, т.к. летние школы проводятся все реже.
Коран
(№23) Относительно программы для школы на ближайшее лето: Хранитель настоятельно советует друзьям и даже обязывает их тщательно изучать Коран, поскольку знание этой Священной Книги совершенно необходимо каждому верующему для того, чтобы адекватно понимать и осознанно читать Писания Бахауллы. Разумеется, очень немногие бахаи западного происхождения могут провести курс по изучению Корана на должном уровне; вместе с тем сам факт отсутствия компетентных преподавателей должен побудить верующих самостоятельно взяться за изучение священных Писаний Ислама. И тогда со временем в нашей среде появятся выдающиеся бахаи, столь глубоко разбирающиеся в Учении Ислама, что они смогут направлять других верующих, помогая им в изучении этой религии.
(Из письма от имени Шоги Эффенди комитету Летней школы Центральных штатов и к одному из верующих, 2 декабря 1935 г.)
Многие ли бахаи хорошо знают Библию и Коран?
(№32) Что касается курсов, то он бы посоветовал вам продолжить делать упор на историю и принципы Ислама,— и, в частности, на исламские корни Веры.
(Из письма от 14 октября 1936 г., написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих.)
В другом письме, не вошедшем в эту подборку, от имени Хранителя говорится:
Шоги Эффенди просит меня также передать Вам, что он от всего сердца одобряет Ваше намерение заняться изучением Корана. Знание этой святой богоявленной Книги поистине необходимо каждому бахаи, ибо без него невозможно хорошо разбираться в Писаниях Бахауллы. Поэтому Хранитель всегда призывал друзей как можно более внимательно изучать эту Книгу, особенно в летних школах.
(Из письма от имени Шоги Эффенди к одному из верующих от 23 ноября 1934 г.)
И Библия
Обратите внимание на термин в отрывке из письма Шоги Эффенди к одному из верующих, 20 мая 1939 г. (№25)
Курс по основам совершенствования характера… Хранитель считает очень полезным, ему надо уделять должное внимание, изучать его глубоко и вдумчиво, особенно молодым верующим, посещающим школу. Нормы поведения бахаи, очерченные им в его недавнем соборном послании The Advent of Divine Justice, соблюдать и утверждать которые должен каждый преданный и сознательный верующий, видя в этом свой первостепенный долг, заслуживают серьёзного изучения и обдумывания, и должны стать основной темой в программе этого года на всех трёх летних школах бахаи Соединённых Штатов.
Используются слова характерные для христианских конфессий – соборное, или общее, послание (general epistle). Соборным называется письмо, не обращенное к какому-нибудь лицу или общине, а общее послание, адресованное всей массе верующих. Наиболее известные из соборных посланий, письма апостолов, вошедшие в Новый Зовет. Интересно, что этот термин крайне редко можно встретить в Писаниях бахаи и в дальнейшем, по-видимому, он вышел из употребления среди бахаи, так и не успев по-настоящему прижиться.
***
Другое интересное словосочетание можно встретить в продолжении этого отрывка (№25).
Да послужат заложенные Хранителем в Advent of Divine Justice принципы и подходы, касающиеся такой жизненно важной сферы, как этика бахаи, бесценным источником вдохновения и руководства для всех посещающих занятия на летней школе или помогающих их проведению, дабы они полнее осознали привилегии и более точно исполняли обязанности граждан Миропорядка Бахауллы.
Вы ощущаете себя гражданами Миропорядка Бахауллы?
Прообразы будущих университетов бахаи
(№37) … идеальный университет бахаи будущего, создать который когда-нибудь в будущем должно быть целью каждой существующей летней школы бахаи.
(№42) Шоги Эффенди надеется, что ваша летняя школа будет всё больше развиваться и станет важным центром по распространению Послания. Вы должны стараться повышать её интеллектуальный и духовный стандарты, чтобы проложить путь для её дальнейшего превращения в один из ведущих университетов бахаи на Западе. Большой упор должен быть сделан на тщательное изучение истории и учения Дела, и особенно сущности, основы и уникальных элементов Администрации…
Здесь Хранитель не устает повторять о необходимости изучения истории и основ администрации Дела. Может быть, потому что это действительно важно?
Также Шоги Эффенди упоминает о цели летней школы – стать университетом. А что до превращения в университет бахаи на Западе, тем более ведущий — почему-то ни о каких университетах бахаи не слышно. Разве только лет десять назад прошла информация, что один университет закрылся.
***
Хранитель в книге God Passes By в одном предложении (№29) перечисляет 15 аспектов летних школ:
- Интенсивно изучая Писания Бахаи и раннюю историю Веры;
- организуя курсы по истории и принципам Ислама;
- проводя конференции по развитию межрасовой дружбы;
- посредством практикумов, предназначенных для ознакомления участников с процессами Административного Порядка бахаи;
- посредством специальных сессий, посвящённых вопросам детского и юношеского образования;
- посредством занятий по развитию ораторского искусства;
- посредством лекций по сравнительному религиоведению;
- проводя групповые дискуссии по многообразным аспектам Веры;
- основывая библиотеки;
- посредством учебных занятий;
- организуя курсы по этике бахаи и по изучению стран Латинской Америки;
- предлагая занятия на зимних школах;
- проводя форумы и молитвенные встречи;
- посредством игр и театрализованных представлений;
- организуя пикники и различные оздоровительные мероприятия,— эти школы, открытые равно для бахаи и небахаи, подали возвышенный пример, вдохновивший общины бахаи в Персии, на Британских островах, в Германии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Ираке и Египте предпринять меры, которые позволят им создать аналогичные учреждения — прообразы будущих университетов бахаи.
Хранитель умеет длинные предложения писать.
К сожалению, книга Шоги Эффенди God Passes By не доступна на русском языке, поэтому читатель, не владеющий английским, не может открыть ее и посмотреть цитату в контексте. Но для тех, кто хотел бы расширить свое понимание предмета, мы можем сказать, что приводимая здесь цитата №29, в книге предваряется строчками, цитируемыми в отрывке №12. В них летние школы называются важным фактором развития Административного Порядка. И эти две цитаты разделяет всего одно предложение. И в обоих текстах говорится об Административном Порядке и истории Веры.
И снова обучение
(№32) Летняя школа — это превосходная возможность для обучения Посланию.
Хранитель хотел бы, чтобы ваш комитет обратил особое внимание на этот аспект летней школы. Он уверен, что таким образом работе по обучению будет сообщён мощный импульс.
Вы когда последний раз были на летней школе или организовывали таковую?
Эсслинген
Выдержка из письма Шоги Эффенди про летнюю школу бахаи в Эсслингене, наверное, самый любопытный текст во всем сборнике (№36).
Хранитель обращается к каждому члену вашей группы с просьбой сделать всё от него зависящее, чтобы посетить, по крайней мере, одну из трёх летних школ, существующих сейчас в Штатах. А для тех молодых верующих, которые поедут за рубеж в летние месяцы, всегда есть возможность принять участие в немецкой летней школе бахаи в Эсслингене.
(Из письма от 15 мая, написанного от имени Шоги Эффенди молодёжным группам бахаи в Соединённых Штатах.)
Абдул-Баха в Эсслингене |
Как и принято во всем цивилизованном мире у бахаи после каждой цитаты из письма идет указание на автора, адресата, дату. И в этой компиляции всё как обычно. Все цитаты снабжены такими ссылками. Но у данной цитаты почему-то не указан год.
Из 49 цитируемых отрывков, все, кроме одного, снабжены указанием на дату написания или получения текста. Почему-то только для отрывка №36 год написания отсутствует, а указано только число и месяц – 15 мая.
Представить, что Хранитель, с его практически сверхчеловеческим вниманием к деталям, указав число и месяц, забыл бы написать год при датировке письма — совершенно невозможно. Самым простым объяснением отсутствия года в датировке остается —случайная ошибка составителей компиляции или наборщика текста.
Если посмотреть на другие даты в сборнике, то можно заметить, что отрывки внутри разделов размещены в хронологическом порядке. Это дает нам возможность по окружающим цитатам предположить примерный год написания нашей "потертой" цитаты.
Интересующий нас отрывок помещен не в начале или конце раздела, а между двумя цитатами с указанными датами – 21 июня 1935 и 29 июля 1939 гг. Это лишний раз свидетельствует в пользу того, что Шоги Эффенди не забыл указать год, и точная дата написания была известна составителям компиляции, что позволило им расположить письмо на определенном месте в хронологическом порядке. Следовательно, мы можем предположить, что упоминание о годе в датировке исчезло либо в результате ошибки, либо по каким-то другим причинам, уже на стадии подготовки сборника к печати.
Помещение отрывка №36 между двумя другими с известной датой оставляет возможные варианты написания письма где-то между 1936 и 1939 годом.
Тот факт, что Вера Бахаи в Германии была запрещена указом Гиммлера в мае 1937 года, позволяет еще сильнее сузить время возможного написания письма.
Это оставляет нам всего две возможные даты написания Хранителем этих строк: 15 мая 1936 или 15 мая 1937 года. Но ежегодную, ее еще Абдул-Баха однажды посетил, летнюю школу в Эсслингене нацисты закрыли уже в 1936 году. Сложно предположить, что об этом не было известно Шоги Эффенди. Это позволяет исключить 1937 год как время написания письма. И оставляет в качестве наиболее вероятной дату написания — 15 мая 1936 год.
***
Рекомендуем к внимательному изучению компиляцию «Центры обучения бахаи». На сайте также размещена версия для печати. Вы можете распечатать копию для того, чтобы прочитать компиляцию в привычном бумажном варианте. Специально к публикации этого комментария мы на сайте разместили еще и файл, который позволяет распечатать сборник в виде брошюры. Это поможет вам сэкономить бумагу при печати. (Кстати, почему бы не сделать несколько копий в качестве подарка друзьям? А наши комментарии, возможно, пригодятся вам для организации совместного изучения компиляции у вас в общине.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий