18-19 ноября 2014 года в Москве состоялся Международный съезд православной молодежи. Его делегаты приняли итоговый документ, в котором определили основные направления развития молодежного служения на общецерковном уровне.
Пресс-служба Синодального отдела по делам молодежи особо выделяет следующие положения документа: Поиск молодых лидеров и создание координационных межрегиональных центров молодежной работы, а также решение учредить в системе Синодального отдела по делам молодежи ежегодный конкурс молодежных проектов для выявления перспективных программ и методик молодежной работы, из которых должен быть составлен своего рода информационно-методический «банк» молодежного служения.
В целом, текст документа напоминает многие моменты из материалов недавних молодежных конференций бахаи и писем Всемирного Дома Справедливости, обращенных к участникам конференций. Мы здесь не будем давать подробный анализ документа съезда. Рекомендуем изучить полный текст итогового документа Международного съезда православной молодежи.
Остановимся на нескольких фрагментах из текста и попробуем приложить их к развитию общины бахаи, которая самое пристальное внимание уделяет работе с молодежью. Считайте наш текст своего рода взглядом в зеркало. Не очень четкое и слегка изменяющее пропорции зеркало, но тем не менее отражающее образ. Может быть, вы узнаете себя и свою общину, а может быть, вам не понравится увиденное. И тут уж вам решать — зеркало ли кривое или в общине что-то наперекосяк.
По тексту документа:
В документе, в частности, написано:
«Со времени предыдущего общецерковного съезда православной молодежи, который состоялся в 2001 г., изменилась и окружающая нас жизнь, и та человеческая среда, в которой Церковь осуществляет свою миссию. Это значит, что и характер молодежного служения Русской Православной Церкви должен не отставать от времени, чутко реагировать на существующую реальность.»
Конечно, и нам бы хотелось увидеть сравнительный анализ молодежных конференций бахаи, проходивших в 1985 (?) году и прошлогодних.
Также было бы интересно ознакомиться с исследованиями, насколько материалы, используемые Институтом Рухи для работы с молодежью, разработанные в прошлом (?) веке и для сельских районов развивающихся стран, отвечают современной урбанистической реальности индустриально развитых регионов планеты.
Далее, делегаты съезда православной молодежи утверждают:
«Молодое поколение всегда было и остается самым мобильным и активным социальным слоем общества, именно молодежь быстрее и лучше других воспринимает достижения научно-технического прогресса, современные технологии, особенно в сфере массовых коммуникаций. Поэтому люди, ответственные за работу с молодежью, также должны быть людьми современными, не уступающими молодому поколению в знании современных реалий, умеющими найти с юношеством общий язык.
Недопустимо в этой работе руководствоваться штампами и устаревшими методиками. Православное молодежное служение — это благодатное поле для творчества, смелых экспериментов и новаций. Опыт последних лет хорошо показал, что особенно успешными проектами в сфере молодежного служения оказываются те проекты, которые грамотно используют новейшие методики и технологии (информационные, социальные, технические), учитывают естественное стремление молодых людей быть модными и современными в хорошем смысле этих слов.»
Отталкиваясь от этих двух абзацев, в применении к общине бахаи можно писать до бесконечности.
Интересно, когда Институт Рухи и Духовное Собрание не разрешают распространять книги бахаи в электронном виде, они задумываются о каких-то современных реалиях? Или бахаи не до достижений научно-технического прогресса? Скорее наоборот, у бахаи больше шансов привлечь молодежь, еще больше спрятавшись в дремучем прошлом. Тогда вполне можно было бы сыграть на интересе к традиционным ремеслам и предлагать молодежи те же курсы Рухи проходить, выводя гусиным пером цитаты из Писаний на папирусе или пергаменте ручной выделки. Можно еще про глиняные таблички вспомнить и клинопись изучить. Чем не благодатное поле для творчества, смелых экспериментов и новаций? Кстати, и тогда уж никто не сможет обвинить бахаи в том, что они не уделяют должного внимания традиционным культурам! Да и клинопись потом можно предложить человечеству как всемирный вспомогательный язык. В общем, одни плюсы. Только главное с веком не перепутать. А то вот уже Юлий Цезарь постановил, чтобы в обязательном порядке распространять среди горожан отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств. Свободное распространение протоколов и отчетов в общине сейчас неприемлемо, поэтому эпоха Древнего Рима бахаи не подойдет. Надо глубже в прошлое. Вот времена клинописи — в самый раз!
А если серьезно, то пока остается радоваться за православных и ждать, когда же бахаи станут «учитывают естественное стремление молодых людей быть модными и современными в хорошем смысле этих слов». Если кто-нибудь из бахаи вдруг пожелает использовать действительно новейшие методики и технологии для проектов в сфере молодежного служения, вы адрес BahaiArc знаете. Обращайтесь. Мы будем рады принять участие.
Если по тексту съезда, то можно здесь упомянуть про «благодатное поле для творчества, смелых экспериментов и новаций». В данной статье не приглашаем бахаи смело выражать творческие идеи на площадках «Архивы — память общины». У нас этим приглашениям посвящены альбомы в Фейсбуке, страницы на сайте, посты в блоге. Что-то пока не видно инициативных бахаи, которые бы хотели попробовать проявить свои таланты в безопасном, но практически неограниченном по техническим возможностям BahaiArc. К сожалению, опыт общения с бахаи, которые занимаются с молодежью, сразу показывает, почему всё так.
И далее в документе:
«Необходимо понимание того обстоятельства, что духовно-просветительскую работу с детьми и молодежью нельзя осуществлять от случая к случаю. Это каждодневный кропотливый миссионерский труд. Одна из важнейших стратегических задач заключается в необходимости объединения всех молодежных инициатив в целостную программу, требующую качественного перехода от частных начинаний к системному подходу, к выстраиванию многоуровневой системы духовно-нравственного воспитания и религиозного образования. Особенное внимание необходимо уделить развитию молодежной миссии через такие значимые направления как спорт, туризм, музыка.»
У бахаи с системным подходом и стратегическим планированием, вроде, все хорошо.
Делегаты православного съезда пишут:
«Одной из ключевых задач современной общецерковной работы с молодежью должно стать нахождение способных и реально работающих молодых лидеров. ... Призываем в этой связи всех причастных к церковной работе с молодежью (в том числе настоятелей приходов и священнослужителей) больше доверять молодым, поручать им серьезные дела на благо Церкви, общества и ближних. Из числа способных и инициативных молодых людей необходимо создавать своего рода кадровый резерв церковной молодежной работы.»
Вот бы эти слова да нашим институтам в уши! Пока же тут почему-то сразу вспоминаются причитания членов институтов бахаи самого разного уровня о том, что у них слишком много работы и слишком много разных должностей. (Особенно смешно это звучит из уст тех людей, которые сами себя на эти должности и назначили.) Рецепт прост: надо «больше доверять молодым, поручать им серьезные дела на благо Церкви [общины], общества и ближних».
Вот еще интересная цитата:
«Ни одна значимая молодежная инициатива или успешный проект не должны остаться незамеченными. Необходимо создать общецерковную систему обмена молодежными проектами и методиками, «банк идей», единую базу данных по молодежному служению. В этой связи было бы целесообразно учредить под эгидой Синодального отдела по делам молодежи конкурс молодежных проектов, который позволит поддержать перспективные начинания.»
Да, когда работа с молодежью кипит, то такая форма, как накопление и обмен проектами, — это шаг в верном направлении. Бахаи такой специализированный банк идей создавать преждевременно. Да и, как показывает практика, никто из отвечающих за координацию молодежной работы бахаи в вышестоящих институтах не разбежится предоставлять имеющиеся в наличие разработки. Тут для бахаи, желающим ознакомиться с успешными проектами, более реальным будет: либо пользоваться имеющимся в том же Синодальном отделе по делам молодежи разработками (они не зажмут), либо использовать нашу базу знаний. База знаний BahaiArc не специализируется на молодежных материалах, а изначально создана для помощи во всей полноте общинной деятельности. Молодежные же разработки, как частный случай, вполне могут быть размещены в базе знаний на нашем сайте. И начало этому уже положено некоторое время назад.
И вот еще один отрывок. Сложно сказать, насколько такое актуально для русскоговорящих бахаи:
«Представляется особенно важным развитие международного молодежного сотрудничества с братскими Поместными Православными Церквями. … Успешный опыт дружбы и взаимодействия российской и сербской православной молодежи в последние годы показывает перспективность и действенность международных молодежных инициатив.
Особое внимание необходимо уделять развитию молодежного служения в зарубежных приходах, находящихся на территории тех государств, где православные не являются большинством. Молодая паства Русской Православной Церкви за рубежом не должна чувствовать себя одиноко. Важно помогать зарубежным приходам включаться в систему международного православного молодежного сотрудничества.»
Тут сразу несколько вопросов так сами и просятся. Как бахаи поощряют в своих членах осознание причастности ко всемирной общине, если:
- вестники из других стран получать крайне сложно;
- тексты документов бахаи на русском в России-то получить бывает проблематично, что уж говорить о других странах;
- неизвестен результат и дальнейшие действия после совместной молодежной конференции Армении и России;
В конце текста документа помещены строчки, которые не прозвучали в пустоту, а были услышаны иерархами церкви:
«Помогать молодым людям использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений, на усвоение национальной культуры и на служение ближнему — наш прямой долг.»
Всего через месяц после Международного съезда православной молодежи на первом же своем заседании члены Священного Синода Русской Православной Церкви заслушали отчет о съезде и приняли ряд решений, направленных на активизацию молодежной работы в епархиях.
Вот как об этом рассказывается на общедоступном сайте Московского Патриархата:
«… Синод рекомендовал епархиям усилить работу по развитию молодежного служения в рамках постановлений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви и решений состоявшегося съезда, уделяя особое внимание действенному поиску и подготовке способных и реально работающих молодежных лидеров.
В постановлениях Синода отмечена необходимость развития международного молодежного сотрудничества и реализации международных молодежных программ и проектов.
Священный Синод также счел полезным открытие межъепархиальных координационных центров молодежного служения на базе наиболее успешных епархиальных отделов по работе с молодежью.»
Работа с молодежью развивается.
------------------------------------------
Также смотрите в нашем блоге:
- Из письма участникам молодежных конференций
- О молодежной конференции в Москве
- Портфолио вожатых подростковых групп
- Особенные
- Предлагаем рассекретить!
Комментариев нет:
Отправить комментарий