Картина Питера Брейгеля Старшего "Притча о слепых", 1568 г. |
На страницах сайта «Архивы — память общины» мы стараемся следить за новинками в исследованиях общины бахаи и знакомить наших читателей с различными публикациями на тему бахаи.
Недавно в разделе Библиография книг и статей на русском языке о Вере Бахаи разместили ссылку на статью С.В. Рязановой «Малая религиозная группа в городской среде: провал проекта бахаи». Статья опубликована в Журнале Белорусского государственного университета в этом году. Текст статьи построен преимущественно на материале пермской общины бахаи. В статье община бахаи в целом «трактуется как неконкурентоспособное течение в религиозном пространстве региона и страны. Это определяется большим значением индивидуальных качеств последователей, невысокой степенью внешней привлекательности, слабой адаптацией к религиозным запросам населения».
В настоящей заметке мы не ставим целью как-то критиковать или давать какую-либо оценку статье С.В. Рязановой. Желающие смогут сложить о тексте мнение самостоятельно. Мы предлагаем воспользоваться статьей как дополнительной возможностью задуматься о факторах развития общины бахаи и подходах к оценке основных видов деятельности.
✔ В частности, предлагаем обратить внимание на следующее утверждение автора: «Тридцатилетняя история существования этих учений на данный момент уже позволяет сделать выводы о том, насколько востребованными оказались предложенные религиозные проекты и кто был более успешен в процессе рекрутирования паствы». (С. 80)
Для бахаи это особенно интересно, поскольку в этом году как раз, говоря словами Всемирного Дома Справедливости, закончился значительный этап, «включавший в себя завершение необычайного года, Пятилетнего Плана и целой серии Планов, которая была запущена в 1996 году» (Послание к Ризвану 2021 г.). Поэтому вполне правомерно задаться вопросом о том, какие выводы бахаи сделали относительно востребованности предлагаемых бахаи видов деятельности, и насколько успешно проходит процесс вступления в Веру отрядами?
✔ Далее про пермскую общину бахаи автор пишет, что ее «количественный состав и внешний облик практически не изменились, что, впрочем, не стало залогом их успешности на рынке реализации религиозных потребностей» (С. 81). Это про ту же самую общину, где уже как лет десять идет интенсивная программа роста? Было бы интересно узнать, как бахаи примиряют такие две разные характеристики общины.
С.В. Рязанова далее добивает следующими строчками: «Необходимо отметить, что никакого значимого прироста в данном сообществе не наблюдается, в том числе и за счет членов семьи бахаи. На протяжении почти трех десятилетий учение Бахауллы не смогло реализовать на территории Прикамья заложенный в нем прозелитический потенциал, что заставляет задуматься о причинах провала городских религиозных проектов такого рода». И еще: «Эта проблема представляется актуальной еще и потому, что подобная судьба постигла все сообщества бахаи на территории России вне зависимости от их локализации» (С. 81).
Самое простое, что могут сделать вдумчивые бахаи, это сравнить содержание статьи с недавним посланием к Ризвану Всемирного Дома Справедливости, где, в частности, говорится, что «Это стало кульминацией достижения, к которому шли двадцать пять лет».
✔ Отдельный привет от исследователя: «Посещение внутренних собраний бахаи не представляется возможным, поскольку по правилам данного религиозного сообщества посторонние на встречи, происходящие каждые 19 дней, не допускаются».
✔ В статье С.В. Рязановой удивляет приводимые фрагменты интервью с представителями «технической и гуманитарной интеллигенции». Перечитайте их и сами для себя решите, какому образовательному и культурному уровню респондентов больше соответствуют опубликованные фрагменты.
✔ Вы обратили внимание в словах интервьюируемых на изобилие всякой нью-эйджевской терминологии? Рискнем предположить, что такой идеологический анархизм и увлечение разнообразными экзотическими практиками в 90-х годах был характерен не только для пермской общины бахаи. Будущим исследователям дарим тему — изучить вопрос, как это сказалось на развитие общины бахаи и как было (если было) преодолено впоследствии?
✔ Находящимся на передовой научения будет интересно отметить в статье слова о том, что «Приобщение к новой религии происходило практически полностью за счет личных контактов – сослуживцы, соседи, близкие друзья». А также то, что «Факт приоритета личностного канала прозелитизма отмечают все опрошенные». (С. 83)
Для постоянных читателей нашего блога будет интересным обратить внимание на то, к чему привела по мнению автора статьи такая тактика распространения: «Распространение веры через так называемые короткие связи определило камерный характер религиозного сообщества». (Так, к слову, об этой же проблеме говорит Рухия Ханум в недавно опубликованной на нашем сайте брошюре «Успех в обучении».)
✔ Завсегдатаев нашего блога не удивят приводимые в статье С.В. Рязановой высказывания одного бахаи о применяемой в современной общине практике обучения Вере: «А когда я пытался про это говорить, меня начинали упрекать… тебе же сказано, как надо действовать… А ты против! Значит ты – предатель… Я вижу, что оно не работает и говорю: “Ребята, оно не работает”. Мне говорят: “Значит, плохо учимся, надо еще больше… еще сильнее…” — За 5 лет же ничего не изменилось, никто же не пришел – вот в чем дело» (С. 85). Может быть, есть смысл задуматься над этим, раз такое даже попало в научную статью? Проблема есть, только вот бахаи упорно предпочитают ее не замечать.
Своими впечатлениями и размышлениями о прочитанном вы можете поделиться в комментариях к этой публикации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий