У Ю. Иоаннесяна в книге «Очерки веры Баби и Бахаи: Изучение в свете первичных источников» интересно трактуются намерения Э. Брауна – известного востоковеда. Говорится, что Э. Браун старался ввести как можно большее количество документальных материалов в научный обиход, тем самым сохраняя их для будущих поколений (Стр. 56). И вот сейчас множество документов доступны для изучения Веры Бахаи именно благодаря Э.Брауну.
А как обстоят дела с документальными свидетельствами о развитии общины бахаи сейчас? Кто их вводит в научный обиход? И только ли это задача ученых? Что делают институты Веры для облегчения выполнения этой задачи сейчас и для осуществления ее в будущем?
Но отвлечемся от дел общины бахаи, и посмотрим, какие интересные дебаты о сохранении культурного наследия сейчас идут в Российском научном и религиозном сообществах...
19 февраля 2010 года портал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru) со ссылкой на Интерфакс-Религия опубликовал статью «Музейщики написали письмо Медведеву, в котором призывают не передавать религиозные памятники из музейных фондов Русской православной церкви».
Вкратце, суть ее такова (выделения наши):
Сотрудники ведущих российских музеев написали письмо президенту Дмитрию Медведеву, в котором призывают не передавать религиозные памятники из музейных фондов Русской православной церкви.
"Передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и драгоценной богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели", – говорится в письме.
Всего под обращением стоит 150 подписей. Среди авторов обращения – сотрудники музея-заповедника "Московский Кремль", Музея имени Андрея Рублева, Государственного исторического музея, НИИ Российской академии художеств.
Как сообщалось, в России разработан законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности".
Авторы письма заявили, что законодательная инициатива способна "нанести непоправимый ущерб культурному наследию России".
Реставраторы и искусствоведы приводят в письме примеры утраты памятников вследствие "тривиальных вещей – сырости, сквозняков и свечной копоти" – стенописи Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире и Успенском соборе в Звенигороде.
Против передачи церкви музейных религиозных ценностей выступила, в частности, заведующая научно-исследовательским отделом музея Андрея Рублева Лилия Евсеева. "Этот проект является губительным для всей древнерусской живописи. Ни один православный храм не имеет условий для содержания древних икон".
Заведующая отделом древнерусской живописи ГИМ Людмила Тарасенко отмечает, что "в храмах памятники не будут защищены ни от краж, ни от пожаров". "Мы же в настоящее время реально можем спасти практически любой памятник. У нас же музеи, такое ощущение, просто целенаправленно уничтожаются".
Ведущий научный сотрудник НИИ Российской академии художеств Ирина Бусева-Давыдова привела в пример Грецию, где "в музеях содержится масса православных икон, и все иконы до 1453 года принадлежат государству, независимо от их местонахождения".
Между тем министр культуры РФ Александр Авдеев не верит в угрозу опустения музеев после передачи Русской православной церкви объектов, находящихся в государственной собственности. "Икон будет передаваться столько, сколько получится, когда будут полностью гарантии качества хранения, когда состояние иконы позволит. Я не знаю, мы будем больше или меньше передавать, но столько, сколько сможем передать", – отметил А.Авдеев.
Вот и мы на сайте архивной службы «Архивы – память общины» не устаем повторять, что пожары, затопления и насекомые – не так страшны для архивов, как люди. Увы, человеческий фактор – самый сильный по влиянию на состояние архивов. Более подробно об угрозах, которым подвержены архивы, и как с ними бороться, вы можете почитать на странице «Хранение и сохранение архивов» на сайте архивной службы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий