воскресенье, 26 октября 2014 г.

Особенные



Знаете, чем день 27 октября 2014 года особенный? Да-да, 27 октября — отмечается Всемирный день аудиовизуального наследия, вы знаете, но в этот раз вы не угадали. :) Наша статья, хотя и посвящена вопросам сохранности аудиовизуального наследия бахаи и приурочена к этому дню, опирается совсем на другое событие. 27 октября 2014 исполняется ровно год и один месяц с начала международной молодежной конференции в Москве.







Как это выглядело


Всемирный Дом Справедливости охарактеризовал серию прошедших в прошлом году молодежных конференций как «беспрецедентную». По его словам это «самая зрелищная демонстрация того, как нынешнее поколение ответило на призыв к служению человеческому роду».



Парадоксально, но информация о конференции в России по официальным каналам бахаи чрезвычайно скудна, поэтому приходится опираться на слухи. Так вот, по слухам — организаторы конференции просили участников не выкладывать в сети фотографии и видео с конференции, по крайне мере до появления официальных фото- и видеоматериалов. Во всяком случае, так следует из высказываний некоторых людей в социальных сетях. Опять же, в ответ на просьбы опубликовать хоть какие-то фотографии, в соцсетях давались обещания, но которые часто потом просто не исполнялись. Справедливости ради надо сказать, что Национальное Духовное Собрание России хотя бы после конференции все же посчитало нужным о ней рассказать верующим в письме на целой странице, не приложив ни одной фотографии. Но зато выложив в YouTube фото презентацию со звуком. Поскольку письма НДС считаются только для внутреннего пользования и их нельзя без разрешения распространять в Интернет, мы задали в YouTube вопрос, когда ожидать не секретной версии презентации, которой можно будет делиться в Интернете? Никто не ответил.

Да, кстати, то видео еще и снабжено грозной пометкой:



Сверхсекретно, одним словом.




Чем это кончилось


9 ноября 2013 некой STUDIO-9 productions в YouTube был выложен 25-ти минутный фильм о конференции в Москве «Молодежь может изменить мир».



Так как YouTube не позволяет сохранять на компьютер видео в высоком качестве, мы обратились к авторам. Спросили их, не могли бы они выложить где-нибудь файл ролика в HD 1080p качестве, чтобы его можно было скачать?



В ответ получили такое: «Это официальный видео-ролик. Мы не можем распространять его в виде файла



На этом нашу статью о сохранении ценных видеодокументов бахаи можно было бы и завершить, потому что это полный финиш.



Комментировать такое совершенно невозможно. Вернее, в русском языке для описания подобных явлений существует довольно ограниченный набор средств. Это — либо нецензурная лексика, либо медицинская терминология, что-нибудь из области психиатрии. И если первое — это не наш стиль, то второе — не наш профиль.



Но, видимо, все-таки нужно объяснять базовые вещи организаторам мероприятий бахаи и производителям видеоматериалов бахаи, а также бахаи, которые спокойно проглатывают всё происходящее.



Давайте сразу вынесем за скобки рассуждения о том, какие (скорее всего нездоровые) размышления или, наоборот, отсутствие всякой мысли, привели к запретам распространять качественное видео конференции. Это тема отдельной и печальной статьи, причем не об архивах. И в таких рассуждениях пришлось бы опираться лишь на догадки, потому что никто не снизошел до объяснения причин и мотивов запретов…



Давайте остановимся на очевидных вещах


Независимо от причин приведших к нераспространению видео о конференции, мы можем порассуждать по крайне мере о двух очевидных моментах.



Первое


Сложно отделаться от впечатления, что те, кто принимал решение распространять фильм только через YouTube, проживают преимущественно в Москве и лично ни разу в жизни не организовывали просмотр фильмов хотя бы для небольшой кампании.



Специально для тех, кто в России ни разу не бывал за пределами МКАД, сообщаем, что еще не во всех российских домах имеются широкоформатные TV панели, которые напрямую могут показывать ролики из YouTube. И ответственным за принятие решений также следует знать, что в России всё еще существуют сельские районы, где высокоскоростной Интернет пока не в каждом крестьянском доме.



И поэтому первое, что бросается в глаза в связи с запретом распространять видеофайл в высоком качестве, это то, что таким решением они препятствуют бахаи обучать Вере.



Организаторы конференции как бы говорят всем бахаи:


Вы можете посмотреть в YouTube ролик, но вы не можете в высоком разрешении его показывать там, где нет Интернета и не можете копировать его. Это наш ролик, мы его никому не дадим, и нам безразлично, что в половине населённых пунктов России и конференц-залах без доступа к Интернет его не смогут посмотреть.



Ну, имеют право. Только вот здесь вопрос права или вопрос морали и разумности?




Если бы был доступен файл в высоком качестве, тогда для бахаи открывались бы разные возможности, например:



  • Мобильная группа могла бы записать файл на флешку или CD, чтобы привезти его в поселок, когда они не знают заранее, будет ли высокоскоростное подключение к Интернету в том месте, где они устроят просмотр фильма о конференции.
  • Не все компьютеры в России подсоединены к широким экранам. Поэтому полезно иметь файл на диске или флешке, чтобы можно было показать фильм через видеопроигрыватель. Это расширяет возможности для комфортного совместного просмотра фильма большим количеством людей. (Но запрет на распространения файла сужает возможности использования фильма, особенно для коллективного просмотра. Привет ведущим занятия с молодежью!)
  • На широком экране видео низкого разрешения будет смотреться хуже, чем видео высокого качества. (Да, приходится объяснять такие вещи! А что сделать, если люди, ответственные за решения, не понимают элементарного?!)
  • Если видео смотреть напрямую из YouTube, то на экране вдохновенные высказывания молодежи будут прерываться на полуслове рекламой разных товаров, например, собачьей еды. (Запрет использовать видеофайл хорошо помогает производителям товаров, но мало полезен для создания молитвенной атмосферы встречи-размышления.)
  • Отсутствие файла делает невозможным для использования качественных фрагментов видео, например, в PowerPoint презентациях или при показе по кабельному телевидению. (Возможности для видео творчества молодежи уничтожены на корню.)
  • Если нет файла, то его и невозможно разместить на других видеохостингах. (Таким образом своим запретом организаторы конференции сужают потенциальную аудиторию.)


Повторим, что в целом создается впечатление, что те, кто запрещал распространять видеофайл в высоком качестве, ни разу в жизни не организовывали встречу-размышление бахаи с просмотром видео. Такие запреты обычно можно услышать от тех, у кого весьма ограниченный опыт работы с видео как инструментом обучения Вере.



При просмотре, организации показа или ином использовании ролика из YouTube, неудобства для бахаи практически гарантированы, когда нет возможности скачать хороший файл. Это первое, что можно достоверно утверждать.



Второе


Ограничение на копирования видеофайла повышает риски его утраты.



Если видео в высоком качестве запрещено распространять, то это автоматически означает, что файл будет храниться только у очень узкого круга лиц. Видео будет в Национальном центре, возможно, копия останется в студии. Ну и, может быть, еще по копии окажется в руках лиц, непосредственно вовлеченных в процесс создания файла.



Давайте помечтаем. Предположим, в Национальном центре бахаи России чрезвычайно серьезно подходят к вопросам обеспечения долговременной сохранности архивных документов. Там на выделенном сервере RAID контроллеры обеспечивают дублирование данных. А четко выполняемые процедуры гарантируют, что вся информация регулярно записывается на оптические диски, которые хранятся в надлежащих условиях и периодически проверяются на читаемость. Хорошо. Молодцы! Примерно так и нужно. Но защищен Национальный архив от катастроф и других чрезвычайных ситуаций? Передаются ли копии дисков в географически удаленное место хранения? Скорее всего, даже в фантазиях, такое пока маловероятно. Получается, что запрещая распространять файл и тем самым ограничивая создание копий файла, бахаи повышают риски утраты видео в результате непредвиденных ситуаций. Заботит ли это бахаи?



Копия видеофайла может храниться и в студии. Насколько хорошо? Как долго? В каких условиях? Если институту Веры понадобится запросить этот файл лет через 10-100, например, для юбилея конференций, бахаи будут знать, к кому обращаться? Судя по размещенному в YouTube на канале STUDIO-9 productions, там сейчас больше увлечены скоростью сборки кубика Рубика, чем вопросами долговременной сохранности видеонаследия бахаи.



Есть еще вариант, что файл хорошего качества отправили в Международную библиотеку бахаи во Всемирном центре. Это повышает шансы сохранности фильма на случай катастроф. Но в практическом плане для бахаи фильм, хранящийся во Всемирном центре, все равно что потерянный. О недоступности международного архива бахаи мы подробно писали в отдельной статье.





Получается, что три наиболее вероятных места хранения файла: Всемирный и Национальный центры, а также видеостудия, либо не обеспечивают достаточных гарантий сохранности, либо малопригодны в плане возможности работы с файлом.




Осадочек


Вывод очевиден. Но для наших особо одарённых его сформулируем отдельно: запрет распространять файл в хорошем качестве препятствует работе по обучению Вере и увеличивает риски утраты ценного для бахаи исторического видеодокумента.



Почему в России нельзя было сделать так, как поступили во Всемирном центре бахаи? На сайте bahai.org можно не только посмотреть видео конференций, но и загрузить себе на компьютер в любом доступном качестве.


В России обязательно надо было идти особенным путем и всё запрещать?

Комментариев нет: