Колумбия известна своим кофе, кокаином и Институтом Рухи. Про первые две статьи экспорта имеется довольно много информации, поэтому мы не станем на них останавливаться. В задачи нашей короткой заметки также не входит давать подробное описание всех достоинств Института Рухи. Отметим, что в курсах Рухи хорошо проработаны методы формирования единства видения, а также развитие навыков чтения Писаний и служения.
Мы подробнее поговорим о влиянии культуры, связанной с Рухи, на формирование архивов бахаи. На занятиях Института Рухи поощряется использование искусства: драмы, рукоделия, и т.п. При всех положительных моментах использования элементов искусства, сомнительно, чтобы сами артефакты, создаваемые в процессе занятий Рухи, могли бы представлять какую-то бы ни было ценность для истории. Чтобы артефакт был достоин сохранения в музее или архиве, он, как правило, должен быть не только уникальным, но и сделанным с использованием навыков, требующих весьма значительного времени для своего развития. Мастера, обладающими такими навыками, и так производят ценные с культурно-исторической точки зрения артефакты и не нуждаются для этого в специальном поощрении на занятиях Рухи. Те, кому для изготовления предметов искусства нужна особая атмосфера кружка, навряд ли создадут что-то действительно ценное. Таким образом не приходится ожидать от кружков Института Рухи пополнения архивов бахаи.
Во многом курсы Рухи пришли на смену так называемым углублениям. Углубления в общине целенаправленно готовились часто на очень специфичные темы и уже поэтому представляли собой уникальное событие в истории общины. Ценность таким углублениям прибавлялась еще и потому, что зачастую они могли включаться в программы летних школ и проводиться выдающимися бахаи, что делало углубления событиями регионального или даже национального масштаба. С занятиями по книгам Рухи дело обстоит иначе. Так, 12-е занятие 156-го кружка по книге №4 в кластере «Б» практически ничем не отличается от такого же занятия, проводившегося 10-20 лет назад. Оно больше годится для цифры в статистике, а не для занесения в летопись.
Можно сделать вывод, что от Института Рухи не следует ожидать стимула в развитии архивов бахаи. Поддержка архивов бахаи и сохранение истории общины бахаи всё еще не является приоритетом и зависит в основном от энтузиазма отдельных верующих. Может быть когда-нибудь появится ответвление курса Рухи, в котором будет специально рассматриваться вопрос работы с общинной памятью и сбора и сохранения краеведческого материала.
Институт Рухи зародился в Колумбии бог знает сколько лет назад. Возможно именно в силу специфики местной культуры, методика Рухи в большой степени опирается на заучивание наизусть и запоминание, но сравнительно мало задействует письменную речь. (Кстати, не из-за этой ли особенности неизвестна точная дата создания Института Рухи?) В Колумбии только один человек из 1000 имеет среднее образование. Для сравнения, Россия опередила все страны по количеству людей с высшим образованием. Как следует из доклада Международной организации экономического сотрудничества и развития в России каждый второй взрослый имеет высшее образование. Не нужно оканчивать вуза, чтобы додуматься, что при таком количестве высокообразованных людей, культура письма, делопроизводство и архивы в русскоязычной общине бахаи должны находиться на высочайшем уровне. Особенно если учесть, что бахаи создают впечатление в среднем более образованных людей благодаря тому, какое внимание в Вере уделяется обретению знаний. И, наоборот, при развитии культуры устной речи во время работы с материалами, сложно ожидать положительного влияния на архивы бахаи, которые, как правило, имеют дело с письменным текстом.
В нашем блоге мы много писали про состояние архивов бахаи, поэтому не будем сейчас развивать эту печальную тему. А в заключении поделимся с вами недавно обнаруженным любопытным фактом относительно Рухи:
Самая изучаемая книга Рухи «Размышления о жизни духа» заканчивается такими строчками:
Возможно, вы захотите коротко изложить на бумаге свои мысли по каждой из этих тем или обсудить их в небольшой группе ваших друзей.
1. Следование законам Бахауллы.
2. Мой вклад в улучшение благосостояния человечества.
3. Мое служение Делу Бога и человечеству.
4. Моя твердость в Завете.
Самый мощный поисковик в Интернете не может найти и одной записи размышлений на эти темы.
Как интерпретировать этот факт? Возможно, вы захотите коротко изложить свои мысли на эту тему в комментариях.
1 комментарий:
Эх, отсутствие архивов это печально, но в любом случае Интернет, переписка, архивы Собраний когда-нибудь будут доступны для изучения, поэтому это не самая большая проблема... проблемой является то, почему архивы не ведутся, консультации отсутствуют, письменно ничего не фиксируется...
Надо идти глубже в корни Общины, Собрания и проблемы роста Общин... тогда и архивы приложатся :)
Отправить комментарий