Один из студентов на курсах по изучению Писаний Баба, проводившихся в Wilmette Institute, задал вопрос: «Праздники Девятнадцатого Дня названы в честь качеств Бога, но как «Вопросы» могут быть качеством?». Д-р Мужан Момен, один из преподавателей, ответил на это вопросом: «А кто сказал, что Праздники Девятнадцатого Дня названы в честь качеств Бога?». Далее он рассказал, что названия месяцев по календарю Бади были взяты из утренней молитвы Шиитов (Du`á Sahar), произносимой во время мусульманского поста. Молитва явлена пятым шиитским имамом Мухаммадом аль-Бакиром.
Он говорил своим последователям, что:
если бы люди узнали о величии (азамат) этой мольбы перед Богом, быстрота, с которой на нее бы [преданные могли] получать ответ, они, несомненно, зарубили бы друг друга мечами для того, чтобы ее обрести. И если бы я поклялся, что изм Аллах аль-а`зам (Величайшее Имя Бога) содержится в этой молитве, это было бы истинной. Поэтому, когда вы повторяете эту мольбу, произносите ее со всей сосредоточенностью и смирением и храните ее скрытой от других, не его [т. е. не-шиитов], людей. (Перевод на английский Стивена Н. Ламбдена доступен по адресу: http://www.hurqalya.pwp.blueyonder.co.uk/03-Biblical-islam-BBst/dawnP.htm).
Как вы знаете, первый месяц у бахаи называется «баха». Молитва Мухаммада аль-Бакира начинается [переведена в полном объеме в источнике выше]:
Я молю Тебя Твоим Баха (Великолепие) в его высочайшем великолепии (абха)
для всех Твое Великолепие (Баха) истинно блистательно (bahiyy)
Я, воистину, О, мой Боже!
умоляю Тебя полнотой Твоего Великолепия (Баха).
Если посмотреть все двадцать две строфы молитвы, то можно заметить, что названия месяцев в календаре Бади расположены в молитве в том же порядке (за исключением некоторых рукописей, где двенадцатый и тринадцатый месяц, ильм и кудрат, поменялись местами). В пятнадцатой строфе молитвы имеется следующее:
О, мой Боже! Я молю Тебя Твоими Масаил (вопросы), которые наиболееКак вы можете видеть из этого перевода, «масаил» могут быть переведены различным образом: «вопросы», «заботы», «дела», а также «проблемы», «предложения», «предписания». Ни одно из этих слов, однако, не является именем Бога.
Подобающи (ahabb) Тебе
для всех Твои Заботы (масаил) по-настоящему любимы (habīb).
Я, воистину, О, мой Боже! умоляю Тебя всеми Твоими делами (масаил).
Мы видим, что Баб специально не выдумывал список божественных качеств, чтобы создать календарь Бади. Названия были взяты из существующего религиозного текста, которому Баб был верен. Возможно, что месяцы бахаи так были названы, чтобы воздать честь тексту, который был отмечен пятым имамом как содержащий Величайшие Имена Бога. Таким образом для Баба это могло быть способом завуалировано указать на Бахауллу, как Он сделал это и во многих других Своих сочинениях.
Потом бахаи использовали эту молитву, чтобы указать шиитам, что, если имам Бакир прав, и Величайшее Имя Бога упоминается в этой молитве, то было бы правильно, если бы перечисление начиналось с него, а потому Величайшее Имя – «Баха».
Получается, что идея о том, что все месяцы бахаи являются качествами Бога несколько натянута, а потому месяц «вопросы» кажется странным, утверждает д-р Мужан Момен. Впрочем, вполне возможно, что у Баба были какие-либо иные намерения, почему Он так назвал месяца календаря.
Мы же, отвечая на вопрос д-ра Мужан Момен, скажем, что идея про качества Бога, отраженные в названии месяцев, широко распространена среди бахаи во многом благодрая книги Дж. Э. Эсслемонта «Бахаулла и Новая Эра». В ней прямо написано: «Баб назвал месяцы в честь качеств Бога».
По материалам статьи The Names of the Bahá’í Months: Separating Fact from Fiction
3 комментария:
Уже после публикации нашего поста, в английском материале, который был взят нами за основу, появилось дополнение д-ра Момена.
Существуют скрижали Бахауллы, в которых Бога называют ал-Масул «Тот, Кого вопрошают». Соответственно, если один из атрибутов Бога «Вопрошаемый», то существительное от этого слова, вполне можно считать именем Бога.
Мы же, отвечая на вопрос д-ра Мужан Момен, скажем, что идея про качества Бога, отраженные в названии месяцев, широко распространена среди бахаи во многом благодрая книги Дж. Э. Эсслемонта «Бахаулла и Новая Эра». В ней прямо написано: «Баб назвал месяцы в честь качеств Бога».
Это написано не только в книге Эсслемонт, но и в примечании 147 к Китаб-и-Агдас. Проблему, конечно, не решает, но все же
Мы же, отвечая на вопрос д-ра Мужан Момен, скажем, что идея про качества Бога, отраженные в названии месяцев, широко распространена среди бахаи во многом благодрая книги Дж. Э. Эсслемонта «Бахаулла и Новая Эра». В ней прямо написано: «Баб назвал месяцы в честь качеств Бога».
Это написано не только в книге Эсслемонт, но и в примечании 147 к Китаб-и-Агдас. Проблему, конечно, не решает, но все же
Отправить комментарий