После текста приводим несколько ссылок на официальные документы бахаи.
☮ ☮ ☮
(Этот текст взят из дискуссионной группы Baha'i-Discuss. Это размышления одного из братьев-бахаи, который дал мне позволение поделиться ими с другими, при условии, что я назову его просто «бахаи из Нью-Мексико».)
Недавно мы получили совершенно недвусмысленное руководство от Дома Справедливости, важность которого впоследствии была ещё раз подчёркнута Национальным Духовным Собранием. Если у нас есть какие-то сомнения насчёт того, в каком направлении указывают институты Веры, нам следует посмотреть на их собственные действия. Разве Божественные институты оказывают какое-то давление на правительства или ООН? Напротив, разве не должны мы искренне признать, что Дом Справедливости указывает нам в совершенно другом направлении, призывая нас сосредоточиться на развитии единой, энергичной, мудрой общины, активно служащей человечеству, общины, которая смогла бы стать той тихой гаванью, в которой в будущем это человечество сможет укрыться?
Что касается утверждения Шоги Эффенди на стр. 64 книги The World Order of Baha'u'llah («Миропорядок Бахауллы»), которое, по его словам, следует «непрестанно подчёркивать», — и которое действительно подчёркивает Дом Справедливости, — то оно обращено и ко всем верующим вместе, и к каждому из них индивидуально. Частично это наставление, конечно же, обращено и к институтам Веры, например, когда он говорит о «публикациях, которые осуществляются под их руководством». Частично оно обращено к индивидуальным бахаи, например, когда он говорит о «постах, ими занимаемых». Возникло предположение, что когда Хранитель говорит о том, что «в письмах, которые они обращают к своим собратьям-верующим», друзья должны воздерживаться от любых слов, подразумевающих вмешательство в политические дела, он имеет в виду Божественные институты. Я думаю, что это заявление можно рассматривать как руководство и для отдельных верующих, и для институтов.
Что касается воздействия переписки между отдельными верующими: Несколько лет назад, с разрешения моего Национального Духовного Собрания, я предпринял историческое исследование, подняв архивы ФБР о Вере Бахаи от её основания и до конца Второй мировой войны, особенно тщательно изучив документы за 30-е и 40-е годы. Хотя многие документы, несмотря на 50-летнюю и даже большую давность, по-прежнему оставались закрытыми, стало ясно, что во времена кризиса правительства начинают серьёзно беспокоиться по поводу деятельности организаций и личностей, расположенных на их территории. Переписка между Шоги Эффенди и одним из американских верующих анализировалась вплоть до поиска тайных посланий в чернилах. Переписка пионеров с пионерским комитетом просматривалась с тем, чтобы выяснить, не подразумевает ли дух всеобщего братства, включающий в свою орбиту и немцев, что верующие заодно с нацистами. Оценивались мотивы пионеров, чтобы выяснить, не является ли целью их переезда в разные страны организация там народных волнений. На домашние встречи и публичные выступления бахаи подсылались тайные агенты, отдельным верующим задавались вопросы, а ответы направлялись правительственным чиновникам. Во время войны переписка между верующими изучалась цензорами, а результаты этих изысканий сообщались правительству. В консульские отделы направлялись запросы касательно характера деятельности пионеров в соответствующих странах. Эти проверки достигли своего пика во время следствия, проведённого офисом ФБР в Бирмингеме, штат Алабама, — этот офис попросили выяснить, незадолго до Второй мировой войны, не собираются ли бахаи устроить восстание среди чёрного населения Америки. Выполняя этот запрос, офис ФБР в Чикаго попросил шефа полиции Уилметта детально допросить Национальное Духовное Собрание. Национальное Собрание немедленно предоставило себя в распоряжение начальника полиции. Он встретился с этим органом в полном составе, получив, к полному своему удовлетворению, ответы на все свои вопросы. Его также снабдили всеми письменными материалами, которые он потребовал. Его обширный отчёт, а также положительный отзыв, были отправлены в ФБР. Не только в этот момент, но и на протяжении многих лет после этого, всякий раз, когда в ФБР или американские консульства по всему миру поступали запросы, в ответ на них высылался этот полицейский отчёт, демонстрирующий честность и непричастность бахаи.
Если Америка, которая является одним из самых открытых обществ в мире, и которая имеет, вероятно, одно из самых сильных правительств, так сильно волнуется во время кризиса, то что говорить о других правительствах? Было отмечено, что некоторые верующие занимаются такой работой, которая требует обсуждения политики; но следует ли обсуждать подобные профессиональные вопросы в рамках Baha'i-Discuss? Эта дискуссионная группа, Baha'i-Discuss, имеет всемирную аудиторию. Если верующие в открытых обществах будут отпускать пренебрежительные замечания в адрес правительств на этом форуме, уверены ли они, что эти ремарки не дойдут до более подозрительных правительств в обществах, где позиция Веры значительно более хрупка, а её цели отнюдь не столь хорошо понимаются? Разве Шоги Эффенди не предупреждал именно об этой опасности?
«Следует также иметь в виду, что сам размах деятельности, в которую мы вовлечены, и разнообразие общин, работающих под разными формами правительств, кардинально отличающихся своими стандартами, политикой и методами, делает абсолютно необходимым для каждого человека, провозгласившего себя членом любой из этих общин, избегать каких бы то ни было действий, могущих возбудить подозрение и разжечь враждебность какого-нибудь из правительств и, тем самым, навлечь новые преследования на их братьев, или усложнить природу их задачи». (Шоги Эффенди. Мировой Порядок Бахауллы, стр. 66.)
Мне хотелось бы сделать несколько наблюдений касательно поведения Шоги Эффенди во время величайшего из кризисов в Святой Земле, непосредственно повлиявшего на судьбы Веры. В последние дни британского мандата ООН направила в Святую землю «Специальный Комитет по Палестине» во главе с известным шведским юристом, чтобы выяснить, как наилучшим образом разрешить конфликт между арабами и евреями. Комитет лично опросил множество выдающихся священнослужителей и политических деятелей, особенно тех, кто был непосредственно вовлечён в этот вопрос, — Бен-Гуриона, муфтия Иерусалима, ряд раввинов и имамов. Комитет также попросил всех других выдающихся людей Святой земли представить свои письменные заявления, в ответ на что Шоги Эффенди написал своё знаменитое письмо к этому органу. Найти его можно в библиотеке Международного Сообщества Бахаи по адресу http://www.bic-un.bahai.org/pdf/47-0701.pdf и http://www.bic-un.bahai.org/47-0701.htm (Рабочая ссылка на 22 марта 2022 года: https://www.bic.org/statements/letter-united-nations-special-committee-palestine)
Представьте себе эту ситуацию: Конфликтующие группы бьются за контроль над Святой землёй. Среди них — муфтий Иерусалима, который, по словам Рухиййи Ханум, был «заклятым врагом» Хранителя («Бесценная жемчужина», стр. 179). Муфтий использовал мусульманский благотворительный фонд, Вакф, для покупки оружия, которое переправлялось находившимся под его контролем отрядам боевиков, боровшимся с нарождающейся еврейской армией. Шоги Эффенди не питал никаких иллюзий по поводу того, что случится, если он попадёт в руки муфтия. Несмотря на это, заявление Хранителя (прочтите его сами) не содержит ни единого слова о том, кто должен управлять Святой землёй. Он держался полностью вне политики.
Комитет рекомендовал разделить Святую землю. Вслед за принятием этого плана Генеральной Ассамблеей ООН Израиль, 14 мая 1948 года, объявил себя суверенным государством. Многие арабские государства предупреждали Израиль, что если он объявит о своём суверенитете, они нападут на него, и уже был разработан скоординированный план атаки, запланированной на 15 мая 1948 года. Армии Ливана и Сирии собирались на северной границе Святой земли, — наверное, всего в 15 милях от Наисвятой Усыпальницы. Армии Иордании, Саудовской Аравии и Ирака подтягивались на восточный берег реки Иордан, и целью их было захватить стратегически важный порт Хайфы. На Синае стояла египетская армия, готовая захватить равнинное побережье.
В этот момент беспрецедентной смуты, когда армии со всей их военной техникой нацеливались на порт Хайфы, расположенный всего в шести кварталах от Всемирного Центра, Шоги Эффенди выпустил заявление о том, что настал удобный момент для воздвижения Святилища Баба. В этот самый день, 14 мая 1948 года, он направил письмо бахаи Соединённых Штатов и Канады (см. «Цитадель Веры», стр. 51-53), провозглашающее, что он заключил контракты на воздвижение величественных мраморных колонн, составляющих аркаду Святилища Баба.
Этот экстраординарный поступок Шоги Эффенди показал, что взор его устремлён исключительно к цели Откровения Бахауллы и Божественному Предначертанию Абдул-Баха. Отчётливее любых слов этот поступок продемонстрировал его неколебимую веру в светлое и мирное будущее. Мудрость столь необычного подхода опиралась на тот факт, что, несмотря на обилие военной техники и взрывавшиеся в те смутные дни по всей Хайфе гранаты, ни одно из святых строений не получило даже царапины.
Хранитель никогда не допускал никаких публичных заявлений, осуждающих ту или иную фракцию, или оценивающих действия сторон в соответствии с Писаниями бахаи. Он не выражал никаких предпочтений касательно того, какая группа должна управлять Святыми Местами бахаи, и он никогда не становился ничьим союзником. Как указывает Рухиййя Ханум (см. Shoghi Effendi, Guardian of the Baha'i Faith, стр. 75), нейтралитет не сохранил практически никто. Только Шоги Эффенди, по её словам, «пользовался всеобщим уважением» в Святой земле как «человек несгибаемых принципов», и именно благодаря своей железной непреклонности он смог безопасно провести Веру через эти тяжёлые времена.
В такой обстановке, окружённый с трёх сторон нацеленными на Хайфу армиями мусульманских стран, которые не питали особой любви к Вере Бахаи, Шоги Эффенди развернул перед глазами американских и канадских друзей цели своего плана: Завершить отделку Храма в Уилметте; укрепить только что созданные национальные собрания в Европе и Латинской Америке, расширить базис местных духовных собраний, и провозгласить всеохватное учение Веры. Он назвал их «первостепенными и непременными обязанностями» друзей на Западе. («Цитадель Веры», стр. 53.)
Теперь, когда в новостях мы слышим названия мест, неразрывно связанные с пастырством Бахауллы, — Тегеран, Багдад, Курдистан, Мосул, Стамбул, — фактически, те самые вехи, что отмечали путь Его каравана из Багдада в Константинополь в 1863 году, где впервые проявилось возрождающее влияние Его Откровения, — мы можем удостовериться в истинности полученного нами руководства, а также в том, что если мы последуем ему, мы, тем самым, окажем наивеличайшую услугу человечеству. Как написал Шоги Эффенди в июле 1939 года:
«Их долг в отношении человечества в целом не менее отчётлив и важен. Их неспособность остановить волну стремительно надвигающихся бедствий, их кажущаяся беззащитность перед лицом этих катастрофических сил, которым суждено потрясти человеческое общество, ни в коей мере не умаляют важности их уникальной миссии и не освобождают их от тех серьёзных обязанностей, которые только они могут принять на себя. Человечество, беспечное и нераскаявшееся, несомненно, балансирует на краю чудовищной пропасти, готовое ввязаться в эту титаническую битву, пасть в эту пылающую печь, которая одна лишь, своим карающим огнём, может сплавить — и действительно сплавит — его противоборствующие элементы: расы, классы, религии и нации, — в единую цельную систему, единое мировое сообщество. «Приближается час, — свидетельствует Сам Бахаулла, — когда явится величайшее потрясение… Богом клянусь! Настал обетованный день, день, когда над главами вашими и под стопами вашими хлынут мучительные испытания, возглашающие: “Вкусите, что сотворено руками вашими!”» Не нам спрашивать, в чём состоит всеохватная мудрость, или каковы непостижимые пути Того, в Чьих руках находится окончательная судьба упорствующего, но всё же могущего рассчитывать на славную судьбу рода человеческого. Скорее, наш долг — верить, что всемирная община Величайшего Имени, а сейчас, в особенности, её авангард в Северной Америке, — сколь бы ни бросали её из стороны в сторону могучие потоки этого смутного времени, и сколь бы ясно ни осознавала она неизбежность грядущего в конце взрыва, сможет, если пожелает, подняться в ответ на обращённый к ней призыв и исполнить свою роль, как в течение периода смятения и распада человеческих институтов, так и в последующую эпоху, когда будет вновь созидаться разрушенный фундамент изувеченного общества, вновь собирающего, перенаправляющего и сплачивающего свои силы. В преддверии ещё не родившейся эпохи, с её непредставимо трудными задачами и неожиданными триумфами, нам не следует волноваться о нынешних временах. В этот час мы должны, как я чувствую, срочно направить всё своё внимание на ту отчаянную борьбу, те неотложные обязанности и выдающиеся свершения, к которым призвано нынешнее поколение бахаи. Хотя и бессильные предотвратить надвигающуюся битву, последователи Бахауллы могут, благодаря своему духу и прилагаемым ими стараниям, сузить её масштабы, сократить её продолжительность, смягчить её горечь, провозгласить её благотворные последствия и продемонстрировать её необходимую и жизненно важную роль в формировании судьбы человечества. Их долг — высоко держать ярко сияющий факел Божественного водительства, когда ночной мрак нахлынет и охватит, в конце концов, весь род людской. Их роль — среди его смятения, опасностей и мучений раскрывать характер и провозглашать рождение этого преображённого общества, этого обещанного Христом Царствия, этого Мирового Порядка, чей порождающий импульс — ничто иное, как дух Самого Бахауллы, чьё владение — вся планета, чей лозунг — единство, чья движущая сила — Справедливость, чья ясно обозначенная цель — правление добродетельности и истины, и чья высшая слава — полное, безоблачное и вечное счастье всего рода человеческого. Величием и твердостью своей веры, постоянством и ясностью своих взглядов, неподкупностью своего характера, строгостью своей дисциплины, святостью своей нравственности и уникальным примером своей общинной жизни они могут — и даже должны — продемонстрировать в мире, оскверненном неизлечимым разложением, парализованном навязчивыми страхами, разрываемом опустошительной ненавистью и изнывающем под бременем своих чудовищных проблем, правомерность своего притязания на то, что они являются единственным кладезем той благодати, от которой неизбежно будут зависеть окончательное спасение, коренная перестройка и величайшее счастье всего человечества». (Шоги Эффенди. Послания Америке, стр. 28.)
☮ ☮ ☮
Некоторые авторитетные тексты бахаи:
- Обещание мира во всем мире — заявление Всемирного Дома Справедливости, международного управляющего органа Веры Бахаи, сделанное в октябре 1985 г.
- Самозащита и поведение во время гражданских беспорядков 26 мая 1969 года. Национальному Духовному Собранию бахаи Канады
- Участие в политике и устранение несправедливости — Письмо от секретариата Всемирного Дома Справедливости от 7 июля 1976 года
- Письмо бахаи Ирана — о принципе неучастия в политике 2 марта 2013 г.
- О мире во всём мире — Послание Дома Справедливости всем бахаи 18 января 2019 г.
- Социальные сети и неучастие в политике — Письмо от секретариата Всемирного Дома Справедливости всем Национальным Духовным Собраниям 1 декабря 2019 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий