среда, 10 апреля 2013 г.

Изучая центр доступа. Вопросы по тексту.


Два года назад мы опубликовали в блоге выдержку из письма 1993 года, написанного от имени Всемирного Дома Справедливости, на тему работы с первоисточниками бахаи и роли Центра изучения текстов.



Центр изучения текстов в ХайфеДом Справедливости пишет, что осознает важность широкого доступа ученых к архивным источникам бахаи. Он признает, что ученые-бахаи «чей вклад в его [Дела] развитие и в защиту его интересов столь жизненно важен» иначе не смогут выполнять свою роль. Также соглашается с тем, что для продвижения интересов Веры важен общий дух открытости в отношении ее письменных и исторических памятников.



Дом Справедливости в своем письме указывает, что «Всемирному Центру не хватает ни человеческих ресурсов, ни физического пространства, ни исследовательских помещений и условий для того, чтобы адекватно откликнуться на эти нужды». При этом в письме дается надежда, что ситуация с отсутствием доступа к первоисточникам будет исправлена: «Все мы с нетерпением ожидаем того дня, когда в ряду зданий Арки появится Центр по изучению Священных Текстов, специально предназначенный для этой цели. Его возведение уже идет полным ходом, и именно в нем появятся оборудованные для архивных и исследовательских целей помещения, в которых столь нуждается Дело Божие



Отрывок письма заканчивается абзацем, который мы приведем полностью, так как в нем много любопытных тезисов:

«Если, как предлагают некоторые, тем временем просто открыть архивы Всемирного Центра для посещения учеными-бахаи, имеющими соответствующие полномочия, то это представляется нереалистичным. Если бы Архивы, Библиотека и Исследовательский отдел стали уделять энергию и время работе с многочисленными исследователями, которые бы чувствовали за собой законное право посещать их, их первостепенная задача поддержания работы Дома Справедливости, включающая сохранение, классификацию, перевод, аннотирование и публикацию материалов, пострадала бы в такой степени, которую нельзя допустить на нынешней стадии развития Дела. Как это происходит и во многих других областях исследования, ученые, заинтересованные Верой, должны проявить определенное терпение.»



И так, 20 лет прошло с написания письма. И 14 лет минуло с момента открытия Центра изучения текстов. Давайте, держа перед глазами письмо Дома Справедливости, попытаемся сформулировать вопросы, на которые можно было бы ожидать найти ответы по прошествии стольких лет. Возможно, среди наших вдумчивых читателей найдутся не только те, которым было бы интересно поразмышлять над вопросами, но и обладающие информацией, которая сможет помочь найти ответы на эти вопросы: 
  • Одна из функций, которую выполняют исследователи, работающие с первоисточниками – это их введение в научный и общественный оборот. Достигается это, в частности, путем классификации, перевода, аннотирования и публикации. Интересно было бы узнать логику, почему, по мнению Дома Справедливости, привлечение объединенной мощи исследователей со всего мира не только не пойдет на пользу Исследовательскому отделу Всемирного Центра, но, наоборот, помешает ему?
  • За последние два десятилетия значительное развитие получили системы оцифровки документов и организации доступа к цифровым копиям, в том числе и через Интернет. Планируется ли в обозримом будущем предоставление доступа к цифровым материалам архива Всемирного Центра Бахаи?
  • Где можно ознакомиться с более подробным описанием функций, которые выполняет Центр изучения текстов? Где можно найти описание:
  • -- Чем призван заниматься Центр изучения текстов? Его цели и задачи?
  • -- Какова его структура?
  • -- Сколько сотрудников в нем работает?
  • -- Что именно они делают?
  • -- Что было изучено за 14 лет работы Центра изучения текстов? Где можно ознакомиться с результатами исследований?
  • Теперь, когда Центр изучения текстов уже давно работает, могут ли ученые-бахаи, «эти слуги Дела Божьего, чей вклад в его развитие и в защиту его интересов столь жизненно важен», «выполнять свою роль» и получить доступ к первоисточникам бахаи, находящимся во Всемирном Центре? Где можно ознакомиться с правилами работы и условиями подачи заявки на доступ?
  • Где можно прочитать о ярких примерах иллюстрирующих прогресс, достигнутый в Вере в повышении общего духа «открытости в отношении ее письменных и исторических памятников»?
Такие, в общем-то базовые, получились вопросы. Если знаете ответ на какой-нибудь из них, поделитесь.

UPD: Продолжение темы, включая ответ ВДС, читайте здесь

4 комментария:

다윗 комментирует...

А Вы отправили им этот вопрос, или просто вслух размышляете?

Archivarius комментирует...

Действительно, почему бы и не отправить эти вопросы? Завтра письмо будет отправлено.

Unknown комментирует...

Я бы не отправлял :) Практического применения ответа и данной информации нет... тем более большинство информации итак доступно - функционирует, в ответах Всемирного Дома Справедливости постоянно указаны поиски в источниках, доступа широкой массе я бы тоже не давал из-за отсутствия смысла... и необходимости согласования всех вопросов с Всемирным Домом Справедливости...

Archivarius комментирует...

Интересная позиция. Получается, что можно просто сжечь все первоисточники, т.к. нет смыла их исследовать и все вопросы все равно нужно согласовывать со Всемирным Домом Справедливости. Оставить только то, что уже переведено и опубликовано. Если не учитывать историческую, вероучительную, научную и далее по списку ценность хранимых документов, то костер – вполне очевидное решение. Тем более, что для общества, включая научную общественность, все эти документы и так все равно что сгоревшие, т.к. нет никакой возможности с ними ознакомиться. Но если мы считаем, что первоисточники важны, то это нас приводит к самому главному вопросу: почему первоисточники находятся под замком?