Предлагаем обсудить письмо Всемирного Дома Справедливости, посвященное теме ускорения процесса массового обучения.
Обратите внимание на год отправления письма — 1966. Всего три года после избрания первого состава Всемирного Дома Справедливости. Это самое старое письмо ВДС в нашей русскоязычной коллекции на сайте «Архивы — память общины». И в данном случае возраст письма делает его еще более интересным, потому что у нас появляется возможность сравнить написанное с современными посланиями.
Как и все письма ВДС, перед нами очень глубокий текст. Мы здесь даже не будем пытаться комментировать все нюансы содержания или представить сколько-либо систематический или цельный обзор письма. Нашим читателям доступен полный текст, вы вполне можете составить свое собственное представление о письме. Мы же здесь остановимся лишь на некоторых, причем вовсе необязательно самых важных, фрагментах данного письма. Естественно, приводимые здесь комментарии являются частной точкой зрения и их нельзя воспринимать в качестве официальной позиции общины бахаи.
Письмо адресовано всем Национальным Духовным Собраниям, которые тогда принимали участие в массовой деятельности по распространению Веры. Этим Собраниям Всемирный Дом Справедливости пишет: «От нас требуется, чтобы процесс массового обучения не только поддерживался на достигнутом уровне, но и ускорялся.» Через тридцать лет эта задача стала главной целью уже всемирных планов — продвижение процесса вступления отрядами и его систематическое ускорение. (Здесь нужно сделать небольшое отступление от рассмотрения письма и отметить, что было бы желательно выписать определения, что же такое представляет собой массовое обучение, вступление отрядами, массовое обращение.)
Идем далее. Обратите внимание на фразу «Среди верующих каждой страны необходимо найти таких, которые смогут стать хорошими странствующими учителями». В английском использованы слова must be selected, которые несут явный оттенок избирательности, неочевидный в использованном русском слове «найти». Эти «хорошие учителя» — аналог современных ресурсных людей?
Заметьте также, что полвека назад говорилось о том, что надо находить учителей среди местных верующих. Как это соотносится с тем, что сейчас в некоторых странах СНГ и Балтии Домом Справедливости курируются инициативы, когда пионеры отправляются в эти страны, причем почему-то зачастую в самые развитые кластеры? Впрочем, это уже другая тема. Было бы хорошо, если бы какое-нибудь Национальное Собрание снизошло до объяснения, почему так происходит.
«расширение и консолидация — неразделимые процессы, которые должны идти рука об руку» — писал Всемирный Дом Справедливости в 1966 году. Но бахаи не услышали, поэтому-то и пришлось создать Институт Рухи.
Кстати, здесь во фразе «расширение и консолидация» присутствует несколько иной оттенок смысла, чем мы привыкли понимать теперь под этими процессами? В письме цитируются слова Хранителя: «Каждое усилие по освоению новых сфер деятельности, каждое умножение институтов бахаи, должно сопровождаться углублением корней, питающих духовную жизнь общины и обеспечивающих ее здоровое развитие. Ни на минуту нельзя забывать об этой насущной, жизненно важной потребности; ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать ею или подчинять ее другой, не менее важной и неотложной задаче расширения сети административных учреждений бахаи. То, что эта община … будет поддерживать нужный баланс между этими двумя важными аспектами своего развития …— горячее желание моего сердца».
Или сейчас просто сместили акцент, оставив неизменным методологию? Если во времена Хранителя и в первые планы по распространению упор делался на расширение географическое и административное, то теперь расширение (квази) численное. И в том и другом случае расширение должно сопровождаться консолидацией. Понимание консолидации, возможно, также эволюционировало.
Что осталось неизменным, так это директивная модель назначения добровольцев. «Национальные Духовные Собрания в консультации с Десницами Дела Божьего — знаменосцами Девятилетнего плана — должны воспользоваться помощью членов Вспомогательной Коллегии [назначаемые], которых вместе со странствующими учителями, избранными [назначаемые — тот же глагол selected] Собранием или комитетом по обучению, следует постоянно призывать проводить курсы углублений …». Так что, когда НДС в консультации с Советниками организует какие-нибудь секретные семинары, на которые приглашаются только избранные бахаи, не нужно удивляться — это традиция, как минимум, полувековая.
Давайте теперь рассмотрим пару пунктов, рекомендованных в письме для изучения.
1. «Масштаб распространения и статус Веры на сегодняшний день» — сейчас разговоры на такие темы слышны все реже. Может быть, просто отпала необходимость в самоутверждении, когда мировой масштаб религии стал практически общепризнанным фактом. А может быть, сейчас и с распространением, и со статусом не все так хорошо, как хотелось бы, и поэтому о таких вещах говорить как-то неинтересно?
8. «должное проведение выборов: следует организовывать столько семинаров, сколько необходимо, включая обучение простым методам голосования для неграмотных, подобно тому как, например, выделение одного специального дома или иного места для голосования, где должен в течение всего дня, если это необходимо, присутствовать хотя бы один грамотный человек, пусть даже и ребенок». (Не будем сейчас про тему неграмотности, к счастью, она нас мало касается. Лишь упомянем, что она до сих пор актуальна для многих областей. На сегодняшний день 757 млн. взрослых, две трети из которых составляют женщины, все еще не имеют базовых навыков грамотности.) Из девяти тем восемь так или иначе звучат на встречах бахаи сегодня. Но вот этот пункт о должном проведении выборов… — вы когда последний раз были на встрече, посвященной этой теме? В лучшем случае в первый день Ризвана прочитают несколько цитат. А уж чтобы ЧВК и странствующие учителя призывались проводить углубления по этой теме в течение года… Видимо, считается, что в русскоязычных общинах бахаи осознание важности выборов на должном уровне, а явка и участие в самой процедуре выборов, наверное, более ста процентов.
Всемирный Дом Справедливости после перечисления тем добавил, что: «Все вышеприведенные пункты, конечно же, следует рассматривать в контексте важности Местного Духовного Собрания, которое должно быть вдохновлено направить пристальное внимание на эти жизненно важные функции и стать подлинным сердцем жизни общины в данном месте ...» ВДС иногда упоминает о важности Местных Собраний и сейчас. Например, тогда, когда бахаи в некоторых влиятельных странах совсем уж оказываются в растерянности, почему Местные Собрания вдруг выглядят как ненужные придатки. На самом же деле о Собраниях вовсе не забыли. (наверное) Как раз подобные старинные письма помогают увидеть процесс в перспективе. Со времен Шоги Эффенди пристальное внимание уделялось развитию Духовных Собраний. А после, когда они были сформированы и окрепли, начали развивать институты по подготовке. Исторически логика здесь не выглядит нарушенной. Другое дело, как это все сейчас реализуется в конкретных общинах… Ой, не общинах, а кластерах — сейчас не модно говорить об общинах или Собраниях — только кластеры и комитеты. :)
Когда писалось это письмо, еще не существовало Международного Центра обучения. Поэтому его функции приходилось брать на себя ВДС. «Всемирный Дом Справедливости намерен сохранить полный отчет о ходе работы по обучению в районах крупномасштабного обращения, поэтому мы просим вас отправлять нам все публикуемые материалы, такие как анкеты, карточки, брошюры, фотографии, аудиовизуальные материалы, буклеты для углублений и т.п., которые вы в настоящее время используете». Интересно, что эта политика по сбору публикуемых материалов формально действует до сих пор. Другое дело, исполняется ли она.
Ну и в завершении обратите внимание на фразу: «Мы также призываем ваше Национальное Собрание делиться с нами своими проблемами и нуждами, а также своими рекомендациями. Мы с нетерпением ждем скорый ответ на это письмо, поскольку считаем, что ранняя оценка методов, используемых в различных областях обучения, является насущной и существенной в данный момент.» Кто может сказать, сейчас Дом Справедливости такой же открытый к общению с Собраниями и к их рекомендациям? Или здесь мы видим проявление отношения людей, которые только три года во Всемирном Доме Справедливости и еще не забыли, каково это быть простыми бахаи, служащими в Национальном Собрании?
Скачать письмо Всемирного Дома Справедливости в формате удобном для распечатки можно с нашего сайта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий